Воронежская область: снова Дикое поле?

Казаки на юго-востоке Воронежской области объединились для защиты земли от попытки начать добычу цветных металлов.

 

Диким полем эти места назывались до 15 века, когда южные границы России начали укрепляться, когда здесь появилось казачество и прекратились набеги татар, а до них — хазар, половцев и много кого еще, оставшегося в виде курганов и каменных изваяний по всей Придонской территории.

Сюда селились беглые крестьяне и прочий вольный люд — тут образовалась такая небольшая внутренняя америка, населенная свободолюбивыми, подвижными людьми, ценящими баланс между крепким государством, интересы которого они готовы защищать и личной независимостью.

Тут и разворачивается сегодняшняя история — история противостояния местного населения, охраняющего свою землю, и власти, которая норовит эти места скорее монетизировать.

Кратко введу в курс дела: в начале этого года Роснедра по приказу Владимира Путина провели конкурс на освоение сложных медно-никелевых рудопроявлений, находящихся в центре Черноземных территорий — на юго-востоке Воронежской области. Победила Уральская горно-металлургическая компания, нарушившая несколько ключевых условий конкурса, однако выбранная комиссией единогласно. Такое единодушие легко объясняется следующими фактами: эта же самая УГМК еще в 2009 году скупила земли, где находятся рудопроявления, сама компания связана с швейцарским никелевым монополистом Гленкор, которую, в свою очередь, ассоциируют с другом Путина Тимченко. Замыкают цепочку такие цифры: более 90% добываемого сегодня в России никеля продается за границу. А ведь, когда в 60-х годах прошлого века Воронежской области эти месторождения были открыты, их признали стратегическим запасом и в 1977 году окончательно запретили разработку, посчитав «непрофильным активом» для сельскохозяйственного региона, угрожающим при вскрытии не только экономике, но и здоровью людей и природы — в 19 км отсюда находится легендарный Хоперский заповедник с четырьмя сотнями озер, образовавшимися в пойме чистейшей реки в Европе.

В прилегающих районах уже привыкли к митингам — с марта этого года тут прошли уже десятки акций, на которые собирались до 12 000 человек за раз и до полутысячи машин в одну колонну.

Вчера противостояние накалилось уже предельно. На запланированный сход для установки поклонных крестов на местах Елкинского и Еланского рудопроявлений собрались гражданские активисты и казаки со всего Черноземья: Новохоперска, Борисоглебска, Урюпинска, Воронежа и т.д. Первый крест установили, пройдя по полям через сожженное село Елка, в подготовленный бетонный постамент. А вот второй крест, около которого был запланирован казачий круг, поставить не удалось: мало того, что Воронежская епархия приняла сторону губернатора, добивающегося здесь начала добычи металлов, так и сам бетонный цоколь, залитый заранее ночью, был разрушен по приказу местного начальства. Казаки, собравшись около груды щебня и арматуры уже могли ни к чему не призывать — картинка говорила сама за себя. Тут же было решено снова подготовить место и нести круглосуточную вахту около креста.

Несложно представить развитие событий, если власть, в лице губернатора Воронежской области не нарушит, наконец, своего монументального молчания, хранимого на протяжении всего конфликта, и не встанет сама на защиту земли, за которую отвечает. А то, что она за нее отвечает, подтвердило письмо, пришедшее в середине июня борисоглебским активистам из администрации президента, где на просьбу вмешаться в ситуацию четко сказано: «По данному вопросу Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти».

А пока полноту власти, видимо, готово на себя взять население, которое уже в прямом смысле начало выходить с вилами при виде любой тяжелой техники — так уже недавно случилось, когда строители недалеко от рудопроявлений намерились заменить участок подземной трубы, качающей аммиак. Это к добыче металлов, конечно, не относится, но объяснить это местным не получилось. Также не известно — успели починить трубу или нет.

Вот так, от одной подписи, поставленной Владимиром Путиным под приказом о проведении конкурса на добычу цветных металлов, на карте России, в самом ее центре появилась очередная красная точка.

Точка, которая могла, и была, и должна бы быть зеленой.

 

Константин Рубахин,

координатор движения

«В защиту Хопра»

Фото и видео: Openaction.ru